Самолёт 787 Dreamliner внезапно пикировал в полёте

Уже и так нелёгкий 2024 год для Boeing усугубился ещё больше. В понедельник, самолёт 787 Dreamliner внезапно пикировал в полёте, ранив десятки пассажиров, после того как пилот заявил о временной потере контроля над воздушным судном.

Пилот смог восстановить контроль и безопасно посадить самолёт, но пока не ясно, что вызвало такое драматическое падение рейса LATAM из Австралии в Новую Зеландию. LATAM назвала это «техническим событием». Boeing заявила, что работает над сбором дополнительной информации. Но это новости, которые руководству Boeing (или пассажирам) сейчас были совсем не нужны.

Непрерывная череда негативных новостей для компании началась в первые выходные года, когда часть самолёта Alaska Airlines 737 Max отвалилась с борта сразу после взлёта. Предварительное федеральное расследование показало, что, вероятно, Boeing не установила болты в так называемую дверную заглушку, предназначенную для предотвращения отрыва этой части от самолёта.

Этот инцидент привёл к временному всенациональному запрету на полёты определённых самолётов 737 Max, за которым последовали слушания в конгрессе, задержки в производстве и поставках, многочисленные федеральные расследования — включая уголовное расследование — и падение стоимости акций на четверть в этом году, что уменьшило рыночную капитализацию компании более чем на 40 миллиардов долларов.

Между судебными исками, потенциальными штрафами и потерей бизнеса Boeing может потерять ещё миллиарды долларов из-за этого кризиса.

Но плохие новости на этом не закончились. В феврале пилоты United Airlines на самолёте 737 Max сообщили, что управление полётом застряло при посадке в Ньюарке. Национальный совет по безопасности на транспорте проводит расследование. Две недели назад Федеральное управление гражданской авиации (FAA) выявило проблемы безопасности с оборудованием для обледенения на моделях 737 Max и 787 Dreamliner, которые могут привести к потере тяги двигателями. FAA разрешило продолжать полёты этих самолётов, и Boeing заявила, что проблема не представляет непосредственной опасности для безопасности.

Затем, на прошлой неделе, Boeing получила ещё одну плохую новость: NTSB заявила, что Boeing ещё не предоставила документы компании, фиксирующие шаги, предпринятые на сборочном конвейере для замены дверной заглушки на самолёте Alaska Airlines. Причина от Boeing: эти записи на самом деле не существуют. Посетитель кладёт цветы к Мемориальному арке на месте крушения рейса Ethiopian Airlines ET302 14 марта 2019 года в Эджере, Эфиопия. Все 157 пассажиров и членов экипажа погибли после того, как самолёт Boeing 737 Max 8 Ethiopian Airlines упал спустя шесть минут после взлёта из аэропорта Боле.

Связанная статья: В пятую годовщину катастрофы 737 Max семьи жертв хотят больше внимания к потенциальным проблемам безопасности у Boeing

И FAA заявило, что проблемы с безопасностью и качеством у Boeing выходят за рамки неспособности производить документацию. Пересматривая рабочий процесс и стандарты производства Boeing, администратор FAA Майк Уитакер заявил в понедельник, что регулятор нашёл проблемы с «действительно важными» аспектами производства и сборочного конвейера Boeing.

«Речь идёт не только о проблемах с документацией,» сказал Уитакер на пресс-конференции. «Иногда это порядок выполнения работы. Иногда это управление инструментами. Это может звучать довольно банально, но действительно важно, чтобы на заводе была система отслеживания инструментов, чтобы вы использовали правильный инструмент и знали, что не оставили его за собой.»

Boeing заявила, что работает над решением нескольких проблем, которые определил Уитакер. FAA поручило производителю самолётов представить план по устранению проблем с производством к концу мая.

«Основываясь на аудите FAA, наших качественных паузах и недавнем отчёте экспертной группы, мы продолжаем внедрять немедленные изменения и разрабатываем комплексный план действий для укрепления безопасности и качества, а также для повышения доверия наших клиентов и их пассажиров,» заявила Boeing в заявлении. «Мы полностью сосредоточены на предпринятии значительных, демонстрируемых действий с прозрачностью на каждом шагу.»

Акции Boeing (BA), которые упали на 3% в понедельник после новостей о пугающем полёте LATAM, упали ещё на 4,5% во вторник. Это второй худший результат в S&P 500, уступая только Tesla.

Но ужасное начало 2024 года для Boeing — это гораздо больше, чем просто цена акций. Компания вступила в год уже с подпорченной репутацией. Восстановить доверие авиакомпаний, регуляторов и пассажиров становится всё труднее с каждым новым инцидентом и негативным заголовком.